№5 (53)'2011

2003-2018 © Разработка, поддержка ООО "Журнал "РТ". Все права защищены.

ТЕМА НОМЕРА: Водный транспорт Европы: интеграция, инвестиции, инновации
 
ЛИЦО НОМЕРА: Сергей БАРЫШНИКОВ, ректор СПГУВК
 
   
 
 
Содержание, полоса редактора, научные работы.
 
 
 
 
 
 
  

 

 

ПОЛОСА РЕДАКТОРА

Повод для оптимизма
 
Безусловно, не может не радоватьтот факт, что на современном этапе тема речного транспорта, его проблемы и перспективы все чаще затрагиваются на самом высоком уровне. Однако гордиться пока особенно нечем, анализ высказываний свидетельствует по-прежнему осложном положении дел.
 
Например, такую оценку нынешнего состояния отрасли 31 октября 2011 года дал президент России Дмитрий Медведев на совещании с активом партии «Единая Россия» и Общественным комитетом сторонников по вопросам развития транспортной системы страны: «Как известно, во всем мире водные перевозки были и, видимо, останутся наиболее экономичными. Россия обладает наиболее разветвленной сетью внутренних водных путей. В ряде регионов реки вообще являются ключевыми транспортными артериями, и мы по ним обязаны обеспечить нормальное судоходство. Здесь тоже всем известная ситуация. Речной флот, для того чтобы заниматься речными перевозками, изношен, инфраструктура соответ- ственно очень плохая, средний возраст судов превышает 30 лет. Но самое главное даже не возраст, а их техническое состояние».
 
И далее, говоря о путях выхода из сложившейся ситуации, он сообщил: «На поддержку отечественного судоходства и судостроения направлены изменения в действующее законодательство, которые недавно были приняты. Они предусматривают и снижение налоговых последствий, налоговой нагрузки на отечественных производителей. Напомню, что 21 октября текущего года соответствующий законопроект принят Государственной думой в третьем чтении».
 
Обращаясь к участникам совещания, Дмитрий Медведев также подчеркнул: «Транспорт, несомненно, одна из самых резонансных сфер, привлекающих внимание наших людей. Наши люди пишут и мне как президенту, обращаются к «Единой России», обращаются ко многим общественным структурам, поэтому нужно этим заняться».
 
Кстати, упомянутый документ – Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государ- ственной поддержки судостроения и судоходства» – 26 октября был одобрен Советом Федерации и 7 ноября подписан главой государства.
 
Как следует из справки Государственно-правового управления президента, закон определяет правовой механизм, создающий условия для привлечения судов под Государственный флаг РФ и регистрации этих судов в Российском международном реестре судов (РМРС), а также стимулирующий российских судовладельцев к модернизации флота и размещению заказов на строительство новых судов на российских верфях. В этих целях уточняется перечень судов, которые могут быть включены в РМРС.
 
Документом совершенствуется механизм функционирования РМРС, регистрация в котором станет основанием для предоставления судовладельцам, эксплуатирующим суда, построенные российскими судостроительными организациями и зарегистрированные в РМРС, дополнительных льгот по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, а также льгот при уплате страховых взносов.
 
Кроме того, для поддержки российских судостроительных организаций, имеющих статус резидентов промышленно-производственных особых экономических зон, увеличи- вается с 5 до 10 лет срок действия освобождения от обложения налогом на имущество организаций и земельным налогом принадлежащих им земельных участков.
 
В заключение необходимо отметить, что появление долгожданного и, как его еще называют, «революционного» закона действительно внушает оптимизм. Соответственно логично надеяться на кардинальное изменение в ближайшие годы облика речного транспорта, хотя бы в части флота. Но один характерный момент все-таки оставляет некото- рые сомнения относительно оперативной и полноценной реализации намеченных мероприятий и получения ощутимого эффекта: достаточно вспомнить, сколько време- ни и сил потребовалось для разработки, согласования и утверждения документа ...
 
Михаил КОБРАНОВ, главный редактор, доктор транспорта, академик РАТ, почетный работник речного флота и транспорта России
 

ТЕМА НОМЕРА
 
Водный транспорт Европы: интеграция, инвестиции, инновации
Тема: Международная научно-практическая конференция, организованая Санкт -Петербургским государственным университетом водных комуникаций (СПГУВК): рассмотренные вопросы, тезисы выступлений участников, резолюция конференции
Перспективы функционирования Большого европейского водного кольца
Тема: Анализ ситуации в сфере дунайского суходства, особенности его организационого, технического и законодательного обеспечения; роль и место России
 

ЖИЗНЬ ОТРАСЛИ
 
165 лет Иртышскому пароходству: больше, чем просто юбилей
Тема: 165-летие Иртышского пароходства: памятные моменты истории и современности
 
80 лет Л.В. Багрову: река как призвание
Тема: Краткая биография последнего министра речного флота РСФСР Л.В. Багрова; выдержки из его книги «Река – мое призвание»
 
75 лет Московскому судостроительному и судоремонтному заводу
Тема: 75-летие Московского судостроительного и судоремонтного завода (МССЗ): история и современность
 
75 лет судоходству на Индигирке
Тема: Рассказ ленского речника о нескольких днях жизни на Индигирке в июне 2011 года
 
10 лет Морской коллегии при Правительстве РФ
Тема: Краткие итоги работы Морской коллегии при Правительстве РФ с момента ее создания по настоящее время; юбилейное заседание
 
ПОЗДРАВЛЯЕМ, НАГРАЖДЕНИЯ
«Золотая колесница»: позади уже 7-й круг
 
Энциклопедия речного транспорта: путевка в жизнь
Тема: Презентация первого (из трех) тома Энциклопедии речного транспорта (термины на буквы от «А» до «И»), состоявшаяся 15 сентября 2011 года в Москве, в Российской государственной библиотеке: содержание книги, обращение к читателям, комментарии участников мероприятия
 
Енисейские речники сработали на «отлично»
Тема: Краткие итоги навигации-2011 ОАО «Енисейское речное пароходство»
 
Суть нововведений
Тема: Нормативно-правовое обеспечение безопасности судоходства
 
Проблемы сохранности сыпучих грузов на речном транспорте, разработки и применения норм естественной убыли
Тема: Трудности, связанные с выполнением требований Кодекса внутреннего водного транспорта в части нормирования естественной убыли при перевозке грузов; рекомендации по совершенствованию методик разработки и применения норм естественной убыли на речном транспорте
 
Успехи белорусских коллег
Тема: Современный этап развития внутреннего водного транспорта Республики Беларусь
 
«Дорожная карта по будущей работе над ЕПСВВП»
Тема: Краткий обзор содержания утвержденной «Дорожной карты по будущей работе над Европейскими правилами судоходства по внутренним водным путям (ЕПСВВП)»
 

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
 
 
 
Московская государственная академия водного транспорта (МГАВТ)
Стр.60.
В.И. Костин. Угрозы экономической безопасности водного транспорта в системе обеспечения экономической безопасности России
Стр. 63.
Е.В. Рачков. Совершенствование системы пуска ленточного конвейера с грузом
Стр. 65.
А. Б. Косыгин. Транспортная безопасность как особый вид национальной безопасности
 
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (СПГУВК)
Стр. 68.
Г.Г. Рябов. Гидравлические исследования головной системы наполнения камеры судоходного шлюза с дополнительной подачей воды поверх опускных ворот
 
Котласское речное училище (КРУ) – филиал СПГУВК
Стр. 74.
Д. В. Моденов. Использование современных технических средств обучения и контроля знаний при подготовке кадров для флота и повышения квалификации
 
Омский институт водного транспорта – филиал НГАВТ
Стр. 78.
Е.В. Храпова, Б.И. Кычанов. Финансовые модели для оценки и планирования деятельности предприятий водного транспорта
 
Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга (АВПС)
Стр. 81.
М.М. Фёдорова. Организация управления на городском водном пассажирском транспорте
 
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Стр. 83.
К.М. Беркович. Устойчивость русла и эффективность дноуглубительных работ
 
Стр. 90
АННОТАЦИИ научных работ

ПОСЛЕ ВАХТЫ
 
Кабестан
Тема: Рассказ о старинном типе судна – кабестане